Концепция интерактивного обучения
студентов ДИТМ МНТУ
Дистанционное интерактивное обучение (ДИО) — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. Как следствие применения системного подхода, в определение включено в качестве системообразующего элемента понятие дидактическая система, которая учитывает современный уровень педагогики как науки и практики в свете новых информационных технологий. Под целенаправленным процессом, обозначенным в определении, понимается организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности. |
Теоретические исследования показали, что основу образовательного процесса при ДИО составляют целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
ДИО как дидактическая категория представляет собой интерактивный асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения. Образовательный процесс ДИО проходит . в специфической педагогической системе, элементами которой являются:
Дистанционное обучение имеет ряд характеристик, главные из которых:
Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:
Центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации. Они используются для обеспечения образовательного процесса:
Отмечена новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными планами, учебными проектами.
Обучение в СДИО требует от студента высоких личностных качеств:
Поскольку студент, обучающийся в СДИО, значительную часть времени учится самостоятельно, то необходимо снабжать его самодостаточным комплектом средств обучения. Не все учащиеся психологически подготовлены к восприятию дистанционного образования.
В образовательном процессе ДИО используют следующие средства обучения:
Основу системы дистанционного интерактивного обучения формирует ДИТМ МНТУ.
Остальные подразделения МНТУ отвечают требованиям, обеспечивающим применение методов дистанционного обучения. В соответствии с комплектом документов, все подразделения имеют одинаковую структуру, осуществляют аналогичные функции, применяют одни и те же методы обучения.
Особенность СДИО заключается в том, что обучение происходит с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
В СДИО все учебные материалы представлены на WEB страницах институтского сервера ИНТЕРНЕТ. Для доступа к учебной информации используется также электронная почта, не исключается и непосредственный контакт.
Информационным обеспечением ДИО является электронная библиотека. Индивидуальная ориентация на обучаемого обеспечивается:
Каждый преподаватель может добавлять новые интеренет-ресурсы, ссылки на книги и статьи, посвященные его курсу. Таким образом, создается библиотека, представляющая собой удобную аннотированную поисковую систему.
Целью информатизации является создание единого информационного пространства, действующего на базе высокопроизводительных каналов связи и включающего в себя сведения по прохождению студентом всех этапов обучения в едином для филиалов стандарте. Для этого:
Связь филиалов с центральным офисом происходит через глобальную сеть Интернет. Данные, введенные на местах в филиалах, через несколько минут появляются в единой информационной базе. Демо-версия доступна по адресу: http://edu.ditm.com.ua