Донбаський інститут техніки та менеджменту

Міжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія Бугая

Центр интерактивного дистанционного обучения

Концепция интерактивного обучения

студентов ДИТМ МНТУ

dist

Дистанционное интерактивное обучение (ДИО) — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Как следствие применения системного подхода, в определение включено в качестве системообразующего элемента понятие дидактическая система, которая учитывает современный уровень педагогики как науки и практики в свете новых информационных технологий. Под целенаправленным процессом, обозначенным в определении, понимается организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления деятельности.

Теоретические исследования показали, что основу образовательного процесса при ДИО составляют целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

ДИО как дидактическая категория представляет собой интерактивный асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения. Образовательный процесс ДИО проходит . в специфической педагогической системе, элементами которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • методы обучения;
  • средства обучения;
  • организационные формы обучения;
  • безопасность;
  • учебно-материальные, финансово-экономические, нормативно-правовые, маркетинговые параметры.

Дистанционное обучение имеет ряд характеристик, главные из которых:

  • самонаправленность и полная автономия в изучении дисциплины;
  • независимое получение знаний-главный способ обучения;
  • преподаватели являются консультантами и облегчают обучение;
  • гибкость (студенты, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе). Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета;
  • специализированный контроль качества образования: дистанционно-организованные тестирования;
  • опора на современные средства передачи образовательной информации, которые используются для обеспечения образовательного процесса;
  • необходимые учебные и учебно - методические материалы;
  • обратная связь между преподавателем и обучаемым;
  • выход в международные информационные сети.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

  • печатных материалов (учебно-методические комплекты изданий);
  • электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники и т.п.);
  • аудио- и видеопродукции;

Центральным звеном системы дистанционного обучения являются средства телекоммуникации. Они используются для обеспечения образовательного процесса:

  • необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;
  • обратной связью между преподавателем и обучаемым;
  • обменом управленческой информацией внутри системы ДИО;

Отмечена новая роль преподавателя. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемой дисциплины, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными планами, учебными проектами.

Обучение в СДИО требует от студента высоких личностных качеств:

  • настойчивости;
  • целеустремленности;
  • честности;
  • владения основами методики и техники самостоятельной работы;
  • самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности.

Поскольку студент, обучающийся в СДИО, значительную часть времени учится самостоятельно, то необходимо снабжать его самодостаточным комплектом средств обучения. Не все учащиеся психологически подготовлены к восприятию дистанционного образования.

В образовательном процессе ДИО используют следующие средства обучения:

  • печатные издания;
  • электронные издания;
  • аудио-учебно-информационные материалы;
  • лабораторные дистанционные практикумы;
  • базы данных и знаний с удаленным доступом;
  • электронные библиотеки с удаленным доступом;
  • компьютерные сети;

Основу системы дистанционного интерактивного обучения формирует ДИТМ МНТУ.

Остальные подразделения МНТУ отвечают требованиям, обеспечивающим применение методов дистанционного обучения. В соответствии с комплектом документов, все подразделения имеют одинаковую структуру, осуществляют аналогичные функции, применяют одни и те же методы обучения.

Особенность СДИО заключается в том, что обучение происходит с использованием сети ИНТЕРНЕТ.

В СДИО все учебные материалы представлены на WEB страницах институтского сервера ИНТЕРНЕТ. Для доступа к учебной информации используется также электронная почта, не исключается и непосредственный контакт.

Информационным обеспечением ДИО является электронная библиотека. Индивидуальная ориентация на обучаемого обеспечивается:

  • созданием специального файла с описанием особенностей обучения;
  • индивидуальным контролем за ходом освоения материала;
  • сбором статистики по результатам прохождения различных уровней тестирования по каждому изучаемому курсу;
  • возможностью переноса информации об успеваемости в другие подсистемы; с организацией двухсторонней связи обучаемого и преподавателя.

Каждый преподаватель может добавлять новые интеренет-ресурсы, ссылки на книги и статьи, посвященные его курсу. Таким образом, создается библиотека, представляющая собой удобную аннотированную поисковую систему.

Целью информатизации является создание единого информационного пространства, действующего на базе высокопроизводительных каналов связи и включающего в себя сведения по прохождению студентом всех этапов обучения в едином для филиалов стандарте. Для этого:

  • должны быть стандартизированы и переработаны в электронный вид каталоги учебных дисциплин;
  • подготовлены электронные досье, в которых отражена информация об успеваемости, кадровые данные,
  • за каждым студентом закреплен персональный идентификационный номер, который однозначно определяет его данные в едином информационном пространстве.

Связь филиалов с центральным офисом происходит через глобальную сеть Интернет. Данные, введенные на местах в филиалах, через несколько минут появляются в единой информационной базе. Демо-версия доступна по адресу: http://edu.ditm.com.ua

Яндекс.Метрика